Нефть, судоходство и обмеление. Что нужно знать о Каспийском море

Нефть, судоходство и обмеление. Что нужно знать о Каспийском море

Фото: ТАСС/Максим Коротченко

Потенциал Каспийского моря как экономического центра до сих пор не раскрыт полностью. Его шельф содержит огромные запасы нефти и газа, но часть месторождений все еще находятся в разработке и не все запасы оценены. Каспий также может стать сосредоточением водных путей, связывающим все прибрежные страны. При этом в последние годы водоем столкнулся с опасным процессом обмеления. Что нужно знать о перспективах Каспийского моря — в материале «Известий».

Полезные ископаемые

• Каспийское море издавна было известно своими запасами нефти и газа. Их освоение возле Баку началось еще в конце XIX века. Долгое время промышленное значение имели только азербайджанские месторождения, однако с конца XX века началось освоение северной и центральной частей Каспийского моря, которые после распада СССР стали принадлежать России и Казахстану. Разведка азербайджанских месторождений уже завершена, их запасы позволили стране поднять добычу нефти с 10 млн до 30 млн т баррелей. Помимо этого, открытое в 1999 году крупное газовое месторождение позволило Азербайджану поставлять газ в Европу.

• Геологоразведка показала, что нефтяные запасы шельфа Каспийского моря могут занимать по объему третье место в мире, после Персидского залива и Западной Сибири. При этом осваивать каспийский шельф легче и дешевле, чем морские месторождения.

• На восточной стороне южного Каспия открыто несколько нефтяных и газовых месторождений на шельфе Туркмении, которая надеется однажды начать поставлять газ в Европу через Азербайджан. В иранской части Каспийского моря запасы углеводородов расположены достаточно глубоко и разработка нефтегазовых месторождений в текущих экономических условиях неэффективна. Однако, разведка недр продолжается, и в 2021 году Исламская республика открыла в своей части Каспия крупное газовое месторождение.

• Казахстан еще в 1979 году начал добычу нефти в Тенгизе на берегу Каспийского моря, а в дальнейшем освоил на прилегающем шельфе месторождение Кашаган, в котором извлекаемые запасы составляют около 9–13 млрд баррелей (1–2 млрд т). Кашаган является центральным ядром Северо-Каспийского проекта, который также включает в себя шельфовые месторождения Каламкас-море, Кайран, Актоты и Юго-Западный Кашаган.

• В 2024 году добыча нефти на Тенгизе составила 27,8 млн т нефти, а в перспективе планируется увеличение добычи до 35 млн т. В этом проекте 5-процентной долей владеет российский «Лукойл». На Кашагане добыча держится на уровне 18 млн т в год с возможностью увеличения до 30 млн т после запуска всех запланированных производственных мощностей. Также продолжается освоение соседнего с Кашаганом месторождения Курмангазы с извлекаемыми запасами до 1,8 млрд т нефти, однако добыча там пока не ведется.

• В российском секторе Каспийского моря несколько месторождений находятся со стороны Дагестана, крупнейшим является месторождение имени Филановского. Оно имеет запасы в 129 млн т нефти, а добывается на нем около 6 млн т в год. Оператором этого проекта является «Лукойл». Ему же принадлежат месторождения имени Корчагина и Гайфера, которые способны давать еще по 1 млн т нефти в год.

• Также «Лукойл» осваивает месторождение имени Кувыкина, где возможна добыча газа в объеме 4 млрд куб. м. Добычей газа в Прикаспийском бассейне также занимается «Газпром», осваивая в прикаспийской низменности Астраханское газоконденсатное месторождение. Добыча там держится на уровне 18 млрд куб. м, а период рентабельной добычи определен до 2222 года.

• В низовьях Волги, в юго-западной части Прикаспийской впадина в РФ открыто большое газовое месторождение, оно считается крупнейшим в Европе по запасам газа и конденсата.

• Каспийское море играет крайне важную роль для экономики как минимум четырех из пяти выходящих на него стран. Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан активно разрабатывают его шельф, используя добытые нефть и газ как для внутреннего рынка, так и на экспорт. К Ирану это относится в меньшей степени, так как для него экономически выгоднее разрабатывать запасы Персидского залива. Страны Каспия нацелены на развитие сотрудничества для более эффективной разработки и логистики углеводородов.

Судоходный путь

• Каспийское море имеет определенную перспективу в качестве водной артерии, связывающей все пять стран, расположенных на его берегах. Уже сейчас водоем пронизан несколькими маршрутами, по которым осуществляется поставка товаров. Так, Махачкалинский морской торговый порт в 2025 году планирует перевалить 3,3 млн т грузов из казахстанского Актау и туркменского Туркменбаши.

• По Каспийскому морю также проходит один из вариантов транспортного коридора «Север – Юг», связывающего европейскую часть России с Индией через Иран. Хотя и восточный, и западный берег Каспийского моря имеют собственные железнодорожные линии, связывающие Россию с Ираном, именно по водному пути можно напрямую перевозить грузы, минуя Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.

• С российской стороны уже имеются крупные порты в Махачкале и Астрахани, а в последние годы стал активно эксплуатироваться порт Оля, к которому была проведена железнодорожная линия. В Иране для перевалки грузов доступны порты Бендер-Энзели, Амирабад и Ноушехр. Морские перевозки планируется также осуществлять между Ираном и казахстанским Актау, для чего будет создан совместный консорциум по судоходству.

Обмеление

• В то же время экономическое освоение Каспийского моря ограничивается экологической составляющей. Во-первых, этот водоем имеет богатое биоразнообразие и является местом добычи до 90% осетровых рыб в мире. Из-за этого добыча полезных ископаемых в регионе ведется с особенно строгими требованиями к выбросам и загрязнениям. Во-вторых, над Каспийским морем нависает угроза обмеления, имеющего огромные последствия для озера.

Прибрежные страны говорят о катастрофе и бьют тревогу

• Процесс обмеления ускорился с начала 2000-х годов. Он уже привел к заметным изменениям береговой линии, сокращению площади водной поверхности и обнажению дна. С учетом пологости каспийского шельфа обмеление приводит к появлению целых новых участков суши. Это негативно сказывается и на состоянии рыбных ресурсов, и на прибрежной обстановке, в том числе портовой инфраструктуре.

• Основной причиной обмеления является сокращение стока воды из Волги и Урала. Однако немаловажным является и изменение климата. С 2006 года фиксируются сокращение осадков и интенсификация испарения. До бассейна Волги и самого Каспийского моря перестали доходить атлантические циклоны, обеспечивавшие необходимый баланс прихода воды и ее испарения, из-за чего уровень воды в озере сокращается.

• Без решения проблемы обмеления дальнейшее освоение Каспия столкнется с ограничениями. В этой связи 12 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предупредил, что обмеление может стать необратимым. Он призвал к международной координации, чтобы совместными усилиями восстановить уровень воды Каспийского моря.

При написании материала «Известия» общались с:

  • кандидатом геолого-минералогических наук, старшим научным сотрудником Геологического института РАН Быкадоровым Виталием.

Источник: iz.ru