Профессор предложил ввести обязательный скрининг сна для профессиональных водителей

Профессор предложил ввести обязательный скрининг сна для профессиональных водителей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Проблема усталости за рулем становится не просто медицинским вызовом, а вопросом национальной безопасности и экономики. До 20% всех дорожно-транспортных происшествий в России связаны с засыпанием водителей. Необходимо внедрить обязательный скрининг нарушений сна для автомобилистов. Об этом заявил 12 декабря «Известиям» руководитель исследования Sleep StudyRU, профессор, заслуженный врач Татарстана Эдуард Якупов.

«Каждый третий водитель в России демонстрирует признаки нарушений сна, а более 32% признавались, что засыпали за рулем хотя бы один раз. Это не единичные эпизоды, это системная угроза безопасности», — подчеркнул Якупов, сообщив, что такие аварии особенно тяжелые: у спящего водителя отсутствует тормозной путь, автомобиль нередко уходит на встречную полосу, что резко повышает риск смертельного исхода.

Исходя из международных данных, более 20 тыс. ДТП в стране ежегодно могут происходить из-за сонливости за рулем. Прямой и косвенный экономический ущерб — сотни миллиардов рублей: затраты на медпомощь, работу экстренных служб, восстановление инфраструктуры и потерянные трудовые годы пострадавших. По словам руководителя исследования, сон становится экономической категорией, а не просто вопросом самочувствия.

Страховые будут обязаны подавать иски к нарушителям при авариях с отягчающими обстоятельствами

Опрос выявил высокую распространенность нарушений сна среди профессиональных водителей: у 89% наблюдаются проблемы с вниманием, у 60% — выраженная дневная сонливость, у 20% диагностируется синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). При этом именно апноэ делает управление автомобилем крайне опасным: риск ДТП при апноэ выше, чем у водителя в состоянии умеренного алкогольного опьянения. Но большинство не знают о своем заболевании. Особо критичен рабочий график: более 70% водителей трудятся более 11 часов в день, что приводит к состоянию хронического недосыпания и замедлению реакций.

Якупов предложил внедрить обязательный скрининг нарушений сна для водителей, особенно пассажирского и грузового транспорта, пересмотреть продолжительность смен, запустить федеральные программы гигиены сна и расширить доступ к СРАР-терапии, которая снижает риск аварий уже спустя две недели применения. Кроме того, эксперт считает важным повсеместно вводить технологии мониторинга усталости водителя и инфраструктурные решения, предупреждающие о риске засыпания.

«Мы не говорим о жестких запретах. Речь идет о доступной диагностике и элементарной культуре сна, которая должна стать такой же нормой, как использование ремня безопасности. Достаточно высыпаться, соблюдать режим труда и отдыха, а при подозрении на нарушения сна проходить обследование. Это не только сохранит жизни, но и снизит нагрузку на экономику», — заключил профессор.

В Госавтоинспекции МВД России 8 декабря сообщили «Известиям», что за прошедшие первые зимние выходные дни на российских дорогах зафиксировано 447 ДТП, в которых погибли 70 человек и получили ранения 607 человек. 53 из погибших были водителями и пассажирами.

Источник: iz.ru