
Правительство внесло в Госдуму законопроект с обширными поправками в КоАП, касающимися наказаний в сфере ККТ. При первичном неприменении ККТ не будет положена обязательная замена штрафа предупреждением. За ряд нарушений ИП будут штрафоваться так же, как и юрлица. Вводятся новые штрафы и возможность их назначения без взаимодействия с контролируемым лицом.
В Госдуму внесён законопроект с обширными поправками в КоАП, касающимися наказаний при нарушениях в сфере ККТ.
Предупреждать необязательно
Власти, в частности, намерены отказаться от обязательной замены штрафа предупреждением в случае неприменения ККТ. Это будет касаться нарушения только по части 2 статьи 14.5 – конкретно за неприменение ККТ (поправки в статью 4.1.1 КоАП).
Напомним, что такая замена штрафа положена только в случае первичного совершения нарушения и при отсутствии серьезных последствий, таких, как угроза жизни и здоровью и так далее. Сейчас при "надзорных" проверках – в том числе, при проверках в сфере ККТ, в ходе валютного и при других видов контроля – любой бизнес, в том числе и крупный, при этих условиях получает гарантированную замену штрафа на предупреждение. Соответствующие изменения в КоАП были внесены в 2022 году федеральным законом 290-ФЗ.
Ужесточение для ИП
Кроме того, уравняют ответственность ИП и юрлиц за ряд нарушений в сфере ККТ. В частности, в примечаниях к статье 14.5 КоАП будет указано, что по частям 2, 4 и 6, а также по новым – вводимым законопроектом – частям 2.1 и 2.2 статьи 14.5 КоАП ИП привлекаются к ответственности так же, как и юрлица.
То есть, ужесточение наказаний для ИП коснется только таких нарушений, как неприменение ККТ (в том числе, повторное и третье подряд за год на суммы до 1 млн рублей по новым частям 2.1 и 2.2), невыдача чека и применение ККТ, не соответствующей требованиям. За штрафы по части 3 (повторное неприменение на суммы от 1 млн) при этом ИП по-прежнему будут наказываться как должностные лица.
В пояснительной записке говорится о том, что таким способом устраняется ситуация, когда размер санкции ставится в зависимость исключительно от гражданско-правового статуса нарушителя, а не от размера сокрытой выручки или тяжести правонарушения, хотя негативные последствия от таких нарушений равны. При этом сохранится распространение норм части 2 статьи 4.1.2 КоАП об уменьшении в два раза минимального размера штрафа, если нарушение в сфере ККТ допущено субъектом МСП (как фирмой, так и ИП), в том числе, микропредприятием, указано в пояснительной записке.
Неприменение ККТ
Сейчас часть 2 статьи 14.5 КоАП предусматривает штраф за неприменение ККТ в установленных законом случаях для должностных лиц: от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тысяч. Минимальные пределы повысят для должностных лиц – до 30 тысяч, для юрлиц – до 150 тысяч, следует из текста законопроекта.
Сейчас имеется штраф за повторное неприменение на случай, если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более. За это должностным лицам грозит дисквалификация на год-два, а фирмам и ИП – административное приостановление деятельности до 90 суток (часть 3 статьи 14.5).
Добавят штрафы за повторные нарушения при меньших суммах – введут новые части 2.1 и 2.2 в статью 14.5 КоАП.
За повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов без неё составила менее 1 млн рублей, установят штраф для должностных лиц от 1/4 до 1/2 суммы расчёта без ККТ, но не менее 60 тысяч рублей, для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы расчёта, но не менее 300 тысяч (часть 2.1). Если же имеет место третье подряд нарушение, то есть, привлекается лицо, которое до этого было поймано на неприменении ККТ уже дважды за год, то минимальные пределы указанных штрафов составят для должностных лиц не менее 150 тысяч, для юрлиц не менее 750 тысяч (часть 2.2).
Статьей 3.5 КоАП сейчас установлены ограничения максимальных размеров штрафов за различные нарушения. "Потолок" в 100 тысяч рублей для граждан согласно законопроекту будет применяться, в том числе, для части 2.1 статьи 14.5. Ограничение штрафа суммой 200 тысяч распространят на нарушения граждан по части 2.2 статьи 14.5. Эти "потолки" будут касаться конкретно должностных лиц (кассиров).
Индульгенция
На новые части, вводимые законопроектом (2.1 и 2.2 статьи 14.5 – повторное и третье подряд неприменение ККТ при суммах до 1 млн) будет распространяться условие о том, что от штрафа освобождается лицо, заявившее в налоговый орган о своём нарушении и самостоятельно исправившее недочёт путём направления чека коррекции.
Неправильная касса
По части 4 статьи 14.5 сейчас применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо зарегистрированной, перерегистрированной, применяемой с нарушениями, сейчас следует предупреждение или штраф для должностных лиц 1,5 – 3 тысячи рублей; для юрлиц – 5 – 10 тысяч рублей.
Для юрлиц штраф повысят до 50 тысяч, распространят все это на случаи нарушений при снятии ККТ с регистрации. Надо полагать, наказание последует, если применяется снятая с регистрации ККТ или ККТ, не снятая с учета, хотя должна была. Наказание для должностных лиц исключат.
Невыдача чека
По части 6 статьи 14.5 сейчас наказывают за ненаправление кассового чека либо непередачу его на бумажном носителе покупателю по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством. Слова "по его требованию" исключат, то есть штрафовать будут, в том числе, и если покупатель чек не требовал. Впрочем, сама обязанность выдачи чека, напомним, не зависит от требования покупателя.
Штраф для юрлиц за это повысят с имеющихся 10 тысяч до 50 тысяч рублей, а для должностных лиц наказание предусмотрено не будет. Также в качестве альтернативы для юрлиц останется предупреждение.
Заочные штрафы
В статью 28.1 КоАП внесут правило о том, что дела о правонарушениях по частям 2, 2.1, 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 могут быть возбуждены налоговым органом без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом, если налоговый орган имеет достаточно данных, указывающих на событие правонарушения, и эти данные получены в ходе контрольного мероприятия без взаимодействия (законопроект 1096244-8).
Это коснется только таких нарушений, как неприменение ККТ (в том числе, повторное и третье подряд за год на суммы до 1 млн рублей по новым частям 2.1 и 2.2), невыдача чека и применение ККТ, не соответствующей требованиям. Штрафы по части 3 (повторное неприменение на суммы от 1 млн) по-прежнему не смогут назначаться заочно.
Расслабились
В пояснительной записке говорится, что ослабление контроля, которое имело место в 2020 году в связи с пандемией, а также в 2022-2023 году в связи с антисанкционными мерами, в том числе, с мораторием на надзорные проверки, имело негативные последствия. В целом в 2020 году было проведено всего 28 тысяч контрольных (надзорных) мероприятий, в 2021 году – 102 тысячи, в 2022 году – около 20 тысяч, в 2023 году – и того меньше (14 тысяч). В 2024 году количество проверок существенно возросло – до 78 тысяч – однако всё ещё не достигло уровня 2021 года.
В частности, в 2022 году по сравнению с 2021-и имело место сокращение количества пользователей ККТ, сокращение парка ККТ, снижение выручки, фиксируемой малым бизнесом. Всё это свидетельствует о высокой вероятности неприменения ККТ, которое, в свою очередь, влечёт за собой ряд негативных последствий – снижение налоговых поступлений и так далее.
Эффективность проверок в прошлом году составила 99%, также указано в пояснительной записке. Такую же результативность демонстрируют и повторные проверки. Это указывает на сохранение противоправного поведения налогоплательщика после его первичного привлечения к ответственности и даже – после повторного.
Так что власти считают, что нынешние размеры штрафов не отвечают принципу достижения цели административного наказания. Размеры штрафов сейчас несоизмеримы с дополнительной прибылью, получаемой за счёт неприменения ККТ и неуплаты налогов, считают авторы законопроекта.
Источник: audit-it.ru